«Дом», Школа современной пьесы, 2011

«Дом», который построил Иосиф Райхельгауз, оказался не устойчивее карточного.

И это неплохо. Поскольку режиссерская концепция вторит посылу пьесы главного бытописателя современной России, Евгения Гришковца: жизнь среднестатистического горожанина фальшива и бессмысленна. И даже «сбыча мечт» не дает ему гарантий другого, куда более счастливого будущего. Эта очевидная данность заставляет не только взгрустнуть в антракте, но и глубоко задуматься после спектакля.

Пьеса «Дом», — предельно откровенный и очень личный взгляд на явление, называемое «кризис среднего возраста». Главному герою, частному врачу Игорю (его играет в разных составах Александр Гордон и Борис Вайнзихер) мечтается купить дом. Денег у него на мечту всей жизни, разумеется, нет, и он решает обратиться за помощью к друзьям. Друзья, придумывая самые затейливые причины, ему отказывают. Игорь «вдруг» понимает, что в свои 45 он одинок, никем не понят, и вообще старость. Прямо скажем, незатейливо. Но, как всегда у Гришковца, подкупает актуальность проблемы вместе с традиционным  выходом за сюжетные рамки.

Переоценку ценностей («чего достиг», «кто в друзьях», «что потом») Райхельгауз не демонстрирует в лоб, а он только нагнетает обстановку. Во-первых, режиссер лихо расправился со зрительным залом,  —благодаря беспорядочно расставленным креслам, зрители оказываются лицом не к сцене, а друг к другу. Во-вторых, они не видят героев, которые, к слову, «геройствуют» тоже посреди кресел. Получается эдакий театр без театра. Скорее ток-шоу, где имеет место коллективная вовлеченность в процесс.

Проблемы героя становятся проблемами каждого сидящего в зале. Идея в общем и целом хорошая, но за два с лишним часа она порядком утомляет. Несколько затянутым кажется пролог — когда на четырех видеоэкранах в течение добрых 15 минут зрителю демонстрируют утреннюю серую Москву, и совсем сомнительным является необходимость десятиминутного второго действия, полностью киношного. Снятый Сергеем Соловьевым ретро-отрывки о вариантах развития событий (в одном из них Игорь пускает себе пулю в рот).

Большой удачей спектакля можно считать игру актеров. Каждому из них выделен небольшой отрезок времени, чтобы раскрыть характер и двинуть действие вперед. И все успевают — не только раскрыться, но и обаять зрителя. Анжелика Волчкова (жена), Юлия Скирина (дочь), Елена Санаева и Альберт Филозов (родители), Владимир Качан, Владимир Шульга, Юрий Чернов и Иван Мамонов (друзья), Ольга Гусилетова (бывшая любовница) — ради их небольших, но замечательных актерских работ спектаклю можно простить все недочеты.

Что касается главного героя, то играющий в первом составе Александр Гордон кажется менее убедительным, чем его коллега Борис Вайнзихер. Сказывается репутация — харизматичный телеведущий кажется живущим «над» суетой жизни, а если что и переживает внутри себя, то виду не подает. Вайнизихер же (не являющийся профессиональным актером) точнее ловит нужную интонацию. Почти не играет, немножко стесняется.

Финал, как двери игоревского «Дома», остается открытым. С предложенными кино-вариантами каждый волен не согласиться и выдумать свой. Тем более что троеточие Гришковца подразумевает вопрос: а есть ли смысл? Или любой дом рано или поздно опустеет, развалится и образ его угаснет, как любая человеческая мечта.

http://www.vashdosug.ru/review/6436/

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/08/19/%d0%b4%d0%be%d0%bc-%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0-%d1%81%d0%be%d0%b2%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b9-%d0%bf%d1%8c%d0%b5%d1%81%d1%8b-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Оставьте комментарий